Что такое статья: общие признаки и жанры

Что такое статья: основные признаки и особенности написания

Приветствую вас, друзья!

С вами Павел Ямб и размышления на тему “Что такое статья?”

На всякий случай уточню, что мы говорим о статье, как о жанре, а именно:

Без хорошего контента невозможно продвигать свой сайта или блог. Без него еще и не получится хорошо зарабатывать, если вы рерайтер или копирайтер. Текст должен быть качественным.

Но какую статью можно считать хорошей и что она вообще из себя представляет? Какой она может быть? В чем особенности статей и их разнообразие? Когда они просто информируют читателя о чем-то, а когда продают товар или что-то рекомендуют? Как сделать так, чтобы статья стала отзывом или рецензией?

Вопросов много. И на каждый из них я постараюсь дать вам исчерпывающий ответ. Поехали!

Чего в статьях быть не должно и какими они бывают?

Статья актуальна и аргументирована, если в ней обобщены факты или проведен анализ важных явлений для конкретной группы людей.

В статьях для сайтов и блогов владельцы ресурсов публикуют свои мысли, свое видение различных аспектов жизни и деятельности.

Информация в такой статье должна быть свежей, новой, привлекающей внимание и дающей читателю максимум пользы. Легче сказать, чего не должно быть в статье:

  • Воды — слов, которые считаются лишними. Их просто определить. Прочитайте предложение без них, если смысл не потерялся, а стал более конкретным, смело их удаляйте.
  • Штампов — выражений, которые всем уже порядком надоели и “намазолили” глаза. Сюда можно отнести устойчивые выражения: “коту под хвост”, “невероятно, но факт” и подобные им.
  • Переспама — когда одно и то же слово часто повторяется.
  • Ошибок — думаю, этот пункт не стоит объяснять.
  • И, конечно, низкой уникальности. Для рерайта она должна быть от 90%. Редко кто из заказчиков соглашается на статью ниже этого показателя. Всем хочется иметь на своем сайте авторские тексты, такие, каких еще нигде нет.

В данный момент перед вашими глазами моя статья. Надеюсь, без воды, штампов, переспама и ошибок) По поводу уникальности не сомневаюсь, потому что сам ее написал.

И так, статьи могут быть:

  • информационными;
  • публицистическими;
  • аналитическими;
  • мотивирующими.

Их больше. Но достаточно разобраться в этих четырех видах, потому что другие являются производными от этих.

Информационные статьи

Не трудно догадаться, что делают эти статьи и для чего они предназначены. Их задача — информировать читателя о чем-либо, что-то описать, познакомить с интересной информацией. К таким публикациям можно отнести:

  • новости;
  • интервью;
  • описания;
  • статьи-вопросы;
  • отчеты;
  • инструкции.

Пройдемся по каждому виду отдельно.

Новость: факты и только факты

Отличительная особенность новостной статьи – строгий стиль и отсутствие эмоций. В ней излагаются только реальные факты, а не отношение автора к тому, что произошло. Стиль – деловой. В этой статье вы можете почитать, как надо писать новости для сайтов. Или взгляните на мой рерайтинг новостей в портфолио.

Структура новости не похожа на структуру простого повествования:

  1. Заголовок — предложение, вызывающее интерес и стимулирующее к прочтению.
  2. Лид — первый абзац, в котором находится вся исчерпывающая информация, но в сжатом виде.
  3. Содержание — несколько абзацев, полностью раскрывающих суть новости.
  4. Бэкграунд — справка, дополнительная информация или предыстория.

Не все новички сразу смогут взяться за написание новостных статей. Деловой стиль повествования не прост. Но научиться этому можно.

Интервью

Оно менее официально, чем новость. Перед написанием интервью автору обязательно нужно познакомиться с будущим собеседником. Важно заранее продумать вопросы, их четкую формулировку и наметить желаемый результат беседы. Не помешает изучить место, в котором будет проводиться интервью, если это имеет отношение к будущей статье.

Этот вид контента также представлен в моем портфолио «Интервью с копирайтером Петром Пандой», которое я взял в свое время специально для того, чтобы пополнить свою копилку разнообразными текстами для заказчиков.

И вам советую сделать так же. Думаю, пример интервью приводить не нужно. Многие не раз читали статьи, в которых  журналист ведет беседу с какой-нибудь знаменитостью.

Особенность интервью в его оформлении — это диалог или формат “вопрос-ответ”.

Описание: что, как и для чего

Как выяснить, что из себя представляет новая модель купленного телефона или стиральной машины? В чем достоинства новой покупки? Ответить на эти вопросы сможет только статья-описание.

В ней используются технические характеристики, полезные качества, свойства, указывается стоимость, условия приобретения. Нередко авторы включают в текст таблицы и списки для лучшего восприятия информации.

Эмоциональное описание намного лучше, чем изложение сухих фактов.

Пример такой статьи можно посмотреть в описании любой настольной игры, которая есть в вашем доме, в сюжете фильма или жизни любого животного. Не путайте описание с инструкцией, нюансы которой я опишу чуть ниже.

Статья-вопрос и ее особенность

Статьи-вопросы пишутся в разговорном стиле. В них дается развернутое решение на актуальную проблему. Вопрос обычно становится заголовком. В такой статье важно:

  • определить проблему;
  • рассмотреть ее с разных сторон;
  • отметить несколько путей решения.

Пример – моя статья «Солнечные батареи — альтернативный источник энергии или выброшенные деньги?» Посмотреть ее можно тоже в моем портфолио.

Отчет — подведи итоги

Отчетом может быть практика, описанная студентом. В ней он излагает результаты своей работы, добавляя собственное отношение к данной трудовой деятельности. Отчитаться можно по какому-либо событию. Статья отличается достоверными фактами, статистическими данными и выводами. Еще отчетом может быть испытание новой модели бытовой техники.

В такой статье происходит проверка качеств изделия, которые раскрывают его положительные и отрицательные характеристики. Заказы подобно отчетам встречаются редко, но попробовать себя в роли автора такого вида контента не помешает как опытному, так и начинающему копирайтеру.

Инструкция: как этим пользоваться

Яркий пример инструкции – мастер-классы, в которых автором подробно описывается каждый шаг. Цена такой статьи может стать дороже, если написанная теория будет подкрепляться качественными фотографиями.

Например,  “Мастер-класс вязания детских пинеток на трех спицах” или “Как отремонтировать беспроводные наушники: 10 пошаговых фото”. Обычно введения и заключения в таких статьях нет.

Важно дать информацию о том, как получить то-то и то-то.

Аналитические статьи

Записывайся на бесплатный вебинар по копирайтингу для новичков — покажу, как зарабатывают в интернете авторы!
ЗАПИСАТЬСЯ

Аналитические статьи

В них обязательно должно быть рассуждение, анализ и итог. Основное требование – объективность и нейтральное отношение автора к излагаемым фактам. К аналитическим статьям относятся:

  • рецензии;
  • отзывы;
  • рекомендации;
  • прогнозы.

Рецензия

Рецензия поможет узнать о новых фильмах, театральных постановках, интересных книгах, светских мероприятиях. Для нее характерна всесторонняя оценка произведения — его недостатков и достоинств. Эмоциональность здесь ни к чему.

Автор может излагать собственную позицию, но объективно и беспристрастно. Она должна быть подтверждена фактами. Упор делается на важные детали, второстепенные указываются вскользь.

: Если читатель заинтересовался, а не запутался, тогда рецензия удалась.

Отзыв

Чем отзыв отличается от рецензии? Это суждение, анализ, оценка продукта, предмета или произведения. Без основных положений, показывающих авторское отношение, обойтись не получится.

Чтобы написать правильный отзыв, необходимо определить цель, для которой он пишется, и стиль, близкий читателям. Отзыв можно написать не только о произведении, но и о явлении, событии, ситуации.

Много примеров отзывов есть на сайте Отзовик. Там  даже можно зарабатывать на их написании.

Рекомендация

В рекомендациях описываются достоинства предмета или явления, его возможности. Рекомендовать нужно так, чтобы читателю захотелось попробовать то, о чем вы пишите. Желательно не пользоваться шаблонными фразами, а приводить конкретные примеры. Слово “рекомендую” тоже уже никого не цепляет.

Если вы что-то хвалите, то должны объяснить, почему это делаете. Часто на биржах копирайтинга в положительных отзывах заказчики используют фразу “рекомендую данного автора к работе”, потому что рекомендации похожы на отзывы. Отличаются они лишь тем, что пишутся в положительном ключе, а отзыв может быть и отрицательным.

Прогноз

Конкретику и знание материала оставьте для прогноза. Никакой «воды»! Прогнозирование всегда опирается на аргументы, доказывающие авторскую правоту. Язык – не деловой, без шаблонных фраз, а разговорный и понятный читателю. Прогнозом могут быть такие статьи: “Что ждет копирайтинг в новом 2019 году?” или “Сколько сможет заработать рерайтер в первые новогодние месяцы?”

На аналитических статьях тоже можно зарабатывать. На биржах много заказов по написанию отзывов, рекомендаций и прогнозов.

Публицистические статьи

Они имеют художественную направленность, потому что содержат в себе выразительные средства языка и эмоционально воздействуют на читателя. Публицистика подразделяется на:

Вид Описание
Эссе Это “вопль души”, эмоциональный отклик автора. Яркая и чувственная окраска. Новый взгляд на привычный предмет. Главный признак — субъективная оценка. Здесь необходимо высказывать свою позицию по поднятому в повествовании вопросу.
Очерк Похож на эссе, но отличается от него наличием достоверных факторов. Яркие художественные краски применяются здесь для описания реальной, но обычной жизненной ситуации.
Зарисовка Повествование происходит о чем-то необычном, интересном и даже опасном. О том, что может тронуть чувства читателя. В этом помогают яркость языка и эмоциональность автора.
Фельетон Сложная статья не только для новичка, но и для профессионального копирайтера. Это эмоциональное повествование, в котором автор выражает свое сатирическое отношение к какому-либо явлению. В таком виде хорошо удавалось писать Гоголю и Булгакову. Настоящие мастера черного юмора. Это жанр, который под силу не каждому автору.

Мотивирующие статьи

К ним относятся продающие тексты, востребованность которых сейчас просто «зашкаливает». Любая биржа копирайтинга имеет в себе десятки заказов на рекламирующие статьи. Новичку их не осилить, потому что они пишутся по определенным правилам. Здесь мало просто порекомендовать или посоветовать.

Нужно “продать” то, о чем пишешь. Человек после прочтения такого текста должен захотеть приобрести рекламируемую вещь или воспользоваться описанной услугой. Автору необходимо правильно определить целевую аудиторию и восполнить ее потребность. Только тогда продающая статья добьется той цели, для которой она печаталась.

Есть и другие типы статей. Я привел не полный список. Но замечу главное: один и тот же материал можно изложить по-разному. Первый автор напишет о новом авто описание, а второй — инструкцию. Подачу материала называют стилем. У каждого копирайтера он свой. Нет авторов, которые писали бы одинаково, в чем состоит и ваша уникальность. Пользуйтесь ею при написании разных видов статей.

Обратите внимание

С вами был Павел Ямб. Пишите комментарии, не забудьте подписаться на обновления. До встречи! Удачных вам публикаций.

Источник: https://copirayter.ru/chto-takoe-statya-i-kakie-oni-byvayut-vidy-zhanry-primery/

Жанры статей. Классификатор

Условно жанры статей можно разделить на 3 группы:

1. Информационные:

Хроника — факт без подробностей. Небольшие сообщения, не имеющие заголовка. Обычно публикуются подборками.

Извещение — факт без подробностей, адресованный определенному кругу читателей (извещение о кончине, сообщение о ликвидации предприятия ит.д.).

Информация (заметка, новость, информационное сообщение, «бегущая строка», историческая справка, сравнение, характеристика героев) — оперативное и актуальное изложение сущности факта с некоторыми подробностями. Часто публикуется в подборке. Содержит заголовок, допускает подзаголовок. Может включать в себя краткое изложение предыстории факта, события или явления.

Зарисовка — обобщение фактов и описание обстановки. Образный рассказ журналиста о своих впечатлениях.

Информационное интервью — изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Диалог журналиста с собеседником, имеющий целью краткое освещение факта, события, явления.

Информационный отчет (общий, тематический, с комментариями) — последовательное изложение основных фактов либо в хронологическом порядке, либо освещение нескольких, наиболее важных. Допустимо высказывание своей точки зрения либо цитирование действующих лиц.

Обозрение — важнейшие факты, события, явления жизни за определенный период (сводки, итоги).

Информационная корреспонденция — освещение фактов, событий, явлений за счет объема, повествовательности и широты освещения , их детализирование.

Репортаж (событийный, тематический, постановочный) — освещение фактов, событий, явлений через непосредственное восприятиежурналиста или действующего лица, побывавших«на месте происшествия». Репортаж сочетает в себе элементы нескольких жанров. Часто иллюстрируется фотоснимками. Допускается эмоциональность, субъективные ощущения. Используется прямая речь, короткие диалоги.

Информационный комментарий — разъяснение факта или набора фактов компетентным лицом или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению.

Читайте также:  Карта яндекс деньги отзывы: как оформить и пользоваться?

Опрос — публикация коллективного мнения по одному или нескольким актуальным вопросам или проблемам.

Вопрос-ответ («горячая линия», «прямая связь») — ответ специалиста или редакции на вопросы читателей.

«Пинг-понг» — короткие ответы на короткие вопросы.

Совет — узкоспециализированный жанр. Совет специалиста по актуальным проблемам («советы дачникам», «в помощь автолюбителю» и т.д.).

Пресс-релиз — презентация фактов, объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из источников для подготовки публикаций разного жанра.

Некролог — рассказ об этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.

2. Аналитические:

Аналитический отчет — активное сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюме.

Аналитическая корреспонденция — оперативные и конкретные описание и анализ фактов, последующие выводы. Корреспонденция сочетает в себе элементы нескольких жанров. Проблемы рассматриваются методом дедукции (по отдельности, от частного к общему).

Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая) — обобщение и анализ фактов, событий, явлений.

Проблемы рассматриваются методом индукции (путем разложения на части, от общего — к частному).

Статья характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей.

Аналитическое интервью («в поисках истины») — диалог между журналистом и собеседником, в ходе которого вопросы ставятся так, чтобы ответы интервьюируемого как можно глубже раскрыли суть выбранной темы.

Беседа — диалог между журналистом и собеседником, в котором журналист выступает как специалист в той или иной области.

Круглый стол — процесс общения, в котором принимает участие несколько человек — специалистов в той или иной области, объединенных решением одной или более проблем.

Аналитический комментарий — помимо разъяснения фактов компетентным лицом, призван публично выразить мнение по отношению к событию, факту, явлению.

Анкета — определение коллективного мнения по тем или иным проблемам, обобщение результатов, оценка и резюме.

Мониторинг — фиксация показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов. Допускаются комментарии автора или компетентных лиц.

Рейтинг — разделение по тем или иным характеристикам фактов, событий, явлений, личностей, показателей («лучшая десятка», «рейтинг влиятельности политиков» и т.д.).

Рецензия — основанный на аргументах отзыв о факте, событии, явлении (чаще всего, о произведении литературы, искусства).

Рекомендация — узкоспециализированный жанр. Помимо советов, в рекомендации даются ответы на вопросы «что?», «как?», «почему?», «почему именно так?».

Обзор (обозрение) — сквозное наблюдение и анализ фактов, событий, явлений («в мире спорта», «международная панорама» и т.д.).

Прогноз — предсказание фактов, событий, явлений, процессов, их развитие.

Версия — предположение, основанное на детальном изучении фактов, событий, явлений, подкрепленное имеющимися или дополнительными аргументами.

Эксперимент («примерка шкуры») — моделирование ситуации с помощью исследования проблемы изнутри (журналист стал нищим, богатым и т.д.).

Письмо (открытое письмо) — непосредственное обращение автора к конкретному адресату (обычно — к высокопоставленному должностному лицу), имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо ответное проявление реакции нате или иные факты, события, явления.

Исповедь («крик души») — в классическом варианте — публикация письма или подборки писем из читательской почты. Характеризуется высокими эмоциональностью и откровенностью.

3. Художественно-публицистические:

Очерк (сюжетный, описательный) — факт отходит на второй план. Важен не факт, а его восприятие и трактовка. Допускается его типизирование и образная трактовка. Главным является впечатление и мысль журналиста, порожденные фактом, событием, явлением. Очерк сочетает в себе элементы нескольких жанров.

Фельетон — актуальная критика фактов, событий, явлений, личностей с помощью особых приемов изложения (образность, юмор, ирония и т.д.).

Памфлет — актуальная критика, в основном — социально-политическое обличение фактов, событий, явлений, личностей, насыщенное эмоциями и эпитетами.

Пародия — подражание фактам, событиям, явлениям, личностям, акцентирующее внимание на преувеличении недостатков, имеющее целью раскритиковать объект пародии смехом читателя.

Сатирический комментарий — комментарий фактов, событий, явлений, построенный на критике и высмеивании их недостатков (нелогичности, непоследовательности, глупости и т.д.).

Житейская история — детальное художественное изображение фактов, событий, явлений, личностей. Допускается деление персонажей на «плохих» и «хороших».

Легенда — вымышленное произведение. Фантазия журналиста часто основывается на реальных или условно реальных фактах, событиях, явлениях и личностях.

Эпитафия — произведение, освещающее факты, события, явления, личности, встречавшиеся на жизненном пути покойного, насыщенное эмоциями.

Анекдот (прибаутка) — сатирическое или юмористическое произведение, в основе которой лежит вымышленная или реальная история.

Шутка — вымышленное сатирическое или юмористическое произведение.

Розыгрыш («Добрый обман») — вымышленное произведение, посвященное тем или иным фактам, событиям, явлениям, личностям, датам (например, розыгрыш читателей 1 апреля).

Игра («раздача слонов»)— метод привлечения внимания читателей к изданию, стимулируя победу в том или иной игре (конкурсе, викторине и т.д.) выдачей призов.

Впрочем, строгое разделение по жанрам в постсоветской журналистике существует лишь в теории. Жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты.

В международной журналистике наибольшее распространение получили четы ре жанра:1. Новости (заметка); 2. Новостная статья с элементами анализа; 3. Тематический очерк;

4. Комментарий (мнение).

Источник: http://www.chernila.org.ua/?p=28

Основные жанры журналистики: особенности

Журналисту важно не только создать интересный материал, но и соблюсти при этом ряд определенных правил. Это необходимо, во-первых, в рамках профессионального общения самих журналистов, во-вторых, чтобы соблюсти характер и позицию издания, где журналист работает, в-третьих, чтобы глубже проникнуть в суть отображаемого явления и эффективно осветить его.

Содержание статьи

Жанром принято называть устойчивые формы или типы журналистского произведения, объединенные сходными содержательными и формальными признаками. В журналистике существует устоявшаяся система жанров. Однако это не предполагает, что жанровая палитра не обновляется.

В различные переломные моменты развития общества появляются новые жанры или происходит синтез существующих. Причиной этому становится желание журналиста как можно глубже и разносторонне рассказать зрителю об освещаемой проблеме.

Тексты информационных жанров составляют большой пласт в журналистском творчестве. Эти жанры характеризуются оперативностью, краткостью, точностью и ясностью подачи информации. Их целью является быстрое сообщение о событии с некоторыми подробностями.

К группе информационных жанров относятся: заметка, отчет, информационное интервью, опрос, репортаж.

Заметка – самая простая форма реагирования на событие. Его особенностью является именно краткое изложение явления. Отчет – это информационное освещение событий формата конференций, презентаций, семинаров, собраний, заседаний и т.п. В отчете обязательно должны быть изложены основные темы выступлений, реакция слушателей.

Интервью, как информационный жанр, не предполагает журналистский анализ ответов интервьюера. Здесь главной задачей является получение сведений без их оценки. Опрос – схожий способ получения информации от интервьюера. Только ответы на вопросы журналисту надо получить не от одного человека, а от множества людей.

Репортаж предполагает оперативное освещение события либо через призму журналистского взгляда, либо с точки зрения очевидца.

В аналитических жанрах дается широкое и детальное освещение фактов с их оценкой, обобщением, комментированием. В этом направлении журналистского творчества важно рассмотреть и истолковать события.

К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, рецензия, статья, обозрение, расследование.

Жанр корреспонденции предполагает детализированный анализ ситуации. В этом жанре журналист выявляет закономерности действительности на основе анализа конкретного события. Рецензия имеет строго определенный предмет исследования.

В основном, объектами рецензии являются произведения искусства, публицистики, культурные мероприятия и объекты и пр. Жанр рецензии предполагает только оценку события автором, но не его анализ и выдвижение общественно-значимых проблем.

Статья – текст, в котором журналист разъясняет суть различных феноменов, выявляет тенденции развития событий, анализирует опыт решения каких-либо проблем, выступает с критикой неэффективных решений.Обозрение по стилистике может быть похоже на статью, однако призвано дать панораму событий с примерами и деталями.

Важно

Предметом журналистского расследования обычно является какое-либо вопиющее отрицательное явление. Цель расследования – выявить причины этого явления.

Художественно-публицистические жанры предполагают, в первую очередь, авторское впечатление от события. К этим жанрам относятся: эссе, очерк, фельетон, памфлет.

Художественно-публицистические жанры могут носить образный и экспрессивный характер. Они довольно сложные в исполнении и требуют от журналиста не только мастерства, но и наличия жизненного опыта.

Распечатать<\p>

Основные жанры журналистики: особенности

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-901988-osnovnye-zhanry-zhurnalistiki-osobennosti

Статья. Особенности жанра и его виды. Специфика редактирования

Статья представляет собой систему суждений, в какой-либо форме аргументированных не только живыми примерами, но и статистическими положениями. Постановка, выработка проблемы, анализ и многосторонняя аргументация выдвигаемых положений – характерная черта жанра статьи, активное действие.

Сила любой статьи не в фактах, взятых сами по себе, а в обобщениях, опирающихся на развернутую аргументацию. Статья – жанр, обобщающий явления действительности, предполагает ясное развитие строго определœенной мысли.

Существует несколько разновидностей статьи. Основные из них следующие: программная, проблемная, научная, научно-популярная, прикладного характера.

Программная статья. При создании нового периодического издания редакция, как правило, в первом же номере обращается к своим читателям со специальной статьей.

В ней она рассказывает об общественной крайне важно сти создания газеты или журнала, отмечает основные направления публикуемых материалов, определяет политическую позицию издания, намечает читательский адрес и т. д.

“Вестник издательско-полиграфического комплекса Беларуси”.

В недалекие советские времена большое политическое значение придавалось так называемым передовым статьям. Такая статья — ϶ᴛᴏ редакционное или авторское выступление, открывающее очередной номер газеты или журнала

Проблемная, или постановочная, статья — ϶ᴛᴏ печатное выступление, в котором выявляются и осмысливаются возникающие в жизни противоречия, назревшие вопросы, требующие внимания общественности.

Совет

В проблемной статье положительное или отрицательное явление получает соответствующее обобщение на анализе конкретных жизненных ситуаций, фактов, отражающих поступательное движение общества, развитие инициативы масс, возрастание требовательности к деятельности, социальному поведению каждого труженика. Научная статья.

Издание научной литературы является одним из видов реализации научно-исследовательской деятельности ученых Республики Беларусь. Только на базе научных учреждений НАН Беларуси издается 15 наименований республиканских и международных научных журналов. В них ежегодно публикуется более восьми тысяч научных статей.

Такие статьи рассчитаны на узкий круг специалистов, занимающихся определœенной приоритетной проблемой научного исследования К редактированию этих статей нужно подходить с такими же требованиями, как и к редактированию научной литературы.

Научно-популярная статья пользуется большим вниманием читателя. В ней освещаются те или иные достижения научной или технической мысли, изложенные языком, доступным читателю-неспециалисту. В нашей республике издается немало отраслевых газет и журналов.

В них зачастую печатаются статьи, имеющие прикладное начение в какой-либо области деятельности. К примеру, в журнале “Хозяин” печатаются такие статьи, которые с пользой для практической деятельности могут применять жители сельской местности, дачники.

В процессе редактирования крайне важно выделять три взаимосвязанных элемента: выбор темы, ее разработку, литературную правку текста произведения. Задача редактора состоит по сути в том, чтобы дать оценку автору, как он справился с этими тремя элементами творческого процесса.

Поиск и выбор темы – первый этап творческого процесса.

Редактор обязан оценить, насколько тема “весома”, актуальна, злободневна.

В обязанности редактора входит проследить, как автор изучал, накапливал материал, чтобы поставить, осветить, убедительно решить определœенную проблему масштабно, как он изучал относящиеся к предмету выступления источники, статистические данные, факты.

При использовании статистического материала приходится отрабатывать его самостоятельно, сводить частные данные в общие, абсолютные цифры показывать в процентах, сопоставлять различные таблицы, выяснять динамику, которую таят в себе полученные сведения.

Последний момент творческого процесса – литературная правка. Важно заметить, что для статьи естественны специальные термины, определœения, общие формулировки.

Необходимо – в скобках, сносках – пояснять слова, которые для массового читателя могут оказаться не вполне понятными, теоретические определœения – наглядными примерами.

Источник: http://referatwork.ru/category/literatura/view/128065_stat_ya_osobennosti_zhanra_i_ego_vidy_specifika_redaktirovaniya

Статью в номер!

Для того чтобы правильно понять, как написать действительно хорошую статью, необходимо знать, что такое статья, какова ее суть и роль. Читайте до конца, и в заключение мы приведем 15 правил написания качественных статей.

Что такое статья?

Статья относиться к аналитическому жанру журналистики. Это публицистическое произведение небольшого размера, посвященное важному вопросу, или злободневной теме. При этом статья – это самый распространенный и самый сложный жанр, с точки зрения ее написания.

Читайте также:  Что такое субсидия: основные виды и условия получения

В статье перед автором стоит задача рассмотреть социальные ситуации, жизненные процессы, разносторонние явления, и (или) провести их анализ.

Общие и отличительные признаки статьи:

  1. — четкое социальное направление;
  2. — рассмотрение, осмысление и глубокий анализ определенного явления, ее фактов;
  3. — аргументированное обобщение, подтверждающее идею, выстраивание собственной позиции, или позиции редакции в постановке концепции идеи.

Классификация статей

Статья является отдельным жанром журналистики, однако, в связи с тематическим разнообразием и разносторонней направленностью, их группируют по видам и целевому признаку. Виды определяют по трем основным группам:

  1. — информационные – это статьи пояснительного характера, несущие определенную информацию. К ним относят: заметки, новостные статьи, информационную корреспонденцию, информационные отчеты, информационные интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортажи, некрологи.
  2. — аналитические – статьи, в которых обязательно присутствует рассуждение, анализ и итог. К ним причисляют: аналитические отчеты, аналитическую корреспонденцию, аналитические интервью, аналитические опросы, беседы, комментарии, социологические резюме, анкеты, мониторинги, рейтинги, рецензии, журналистские расследования, обозрения, обзоры СМИ, прогнозы, версии, эксперименты, рекомендации.
  3. — художественно-публицистические статьи являются симбиозом образно-выразительных средств и понятий, с яркой, эмоционально окрашенной, экспрессивной силой воздействия на читателя. Это эссе, очерки, зарисовки, фельетоны, памфлеты и др.

По целевому назначению выделяют: передовые, пропагандистские, проблемные, критические, научные, рекламные, информационные статьи и т.д.

Передовая статья отражает точку зрения всей редакции по наиболее актуальному вопросу в данный период времени.

Проблемная статья разбирает острые политические и идеологические проблемы. Иногда проблемные статьи строятся в виде диспутов, в которых излагается несколько мнений на определенную тему.

Обратите внимание

Информационная статья делится на: информационно-повествовательную, в которой материал располагается последовательно, повествуя о чем-либо, и информационно-описательную, в которой информация представлена в виде описания предмета, его составных частей и особых свойств.

Новостная статья характеризуется актуальностью, остротой, интересом и новизной.

Как всегда наш сайт предлагает вам скачать бесплатные статьи по многочисленным тематикам. У нас вы найдете разноплановые научные статьи, и не только.

Но, мы призваны вас оградить, от использования чужих трудов, и предлагаем скачать статьи только как сырьевой материал.

Воспользовавшись правилами написания статей, вы с легкостью создадите свой шедевр, и заслуженно получите соответствующую награду.

Если вам не будет хватать информации по теме, воспользуйтесь разделом «Учебные пособия». Также вам смогут помочь рефераты, доклады и прочие научные работы, содержащие обоснованные и проверенные факты.

Как правильно писать статьи?

Какой должна быть структура статьи?

Ничего сверхъестественно нового в структуре статей не определяется. Как и для любой научной работы, основными частями статьи являются:

  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение

Кроме этого обязательным для статьи является наличие заголовка.

15 правил качественной статьи

  1. 1. Правильный заголовок.
    Заголовок должен быть интересным, ясным и информативным. На его основе читатель определяет, стоит ли ему читать статью, какую информацию он может получить, и на сколько она ему будет полезна.
  2. 2. Интригующее ведение.
    Следует заинтересовать читателя, передать смысл повествования в самом начале статьи, не раскрывая всей сути. Позволить «вкусить» основную мысль и удерживать читателя до самого конца.
  3. 3. Следует строго придерживаться темы.
    Не нужно уводить читателя в глубинные познания смысла жизни, когда он искал информацию о том, как устроен пылесос.
  4. 4. Стоит придерживаться основных принципов:- краткость- грамотность

    — аргументированность.

  5. 5. Писать нужно простыми предложениями.
    В ряде исключений могут быть научные статьи, или статьи технического характера.
  6. 6. Нужно делить текст на абзацы.
    Для удобства чтения нужно использовать не более 5-10 предложений в одном абзаце.
  7. 7. Работаем по плану.
    Чтобы следить за ходом темы используйте план, где перечислены два-три убедительных аргумента для основной части, и несколько фраз для убедительного заключения.
  8. 8. Все по порядку.
    При описании вопроса нужно придерживаться системы, в этом поможет план. Нужно аргументировать и приводить факты, а также избегать обобщений и неопределенности.
  9. 9. Следует избегать просторечных выражений и жаргона.
    Если только того не требует целевая аудитория или стиль статьи.
  10. 10. Правильная речь и стиль.
    Нужно исключать тавтологию, повторы, плеоназмы и прочие речевые ошибки.
  11. 11. Не нужно использовать слова, смысл которых не до конца понятен.
  12. 12. Не стоит злоупотреблять союзами «но», «и», «а» в самом начале предложения.
  13. 13. ТОЛЬКО У НАС!!!
    Не пишите верхним регистром для привлечения внимания – это дурной тон, лучше для этого использовать белее приемлемые средства, такие как шрифт, полужирное начертание, курсив. Не ставьте лишние знаки препинания для придания тексту большей «живости» – это также признак слабого речевого запаса, на подобие того, как человек, не умеющий выражать свои мысли, в споре повышает голос, в надежде криком доказать свою правоту.
  14. 14. Обязательно нужно проверять текст на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.
  15. 15. В заключении не стоит писать голословные утверждения, делая вывод нужно его обосновывать.

Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в написании хороших, интересных и познавательных статей!

Источник: http://tululu.org/sam/statbi

Публицистический стиль речи

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

 Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:1) посетители, зрители, слушатели;2) люди, народ. 

Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи — обще­ственно-экономические,  политические,  культурные отношения.

Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

 

Для публицистического стиля речи характерны:

— логичность,- образность,- эмоциональность,- оценочность,- призывностьи соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. 

Важно

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

 

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.

 

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

 Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург. Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев. 

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др. 

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не столько…, сколько).

Совет

Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

В публицистическом стиле, особенно в газетных текстах, для выразительности речи нередко используются термины в переносном их значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

 В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто • используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья.

В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Образец текста публицистического стиля

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)

Источник: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/94p

Несказочная проза: общие признаки и жанры

По мнению В.Я. Проппа, в действительность излагаемых сказкой событий не верят. В отечественной науке эта точка зрения имеет большое число сторонников, однако ее разделяют далеко не все. К числу убежденных оппонентов принадлежит В. П.

Аникин. С ним солидарен Н.В. Новиков, полагающий, что в прошлом существовала безусловная вера в сказку и ее героев. Однако такой подход представляется несколько односторонним, поскольку разрушает границы между сказкой и несказочной прозой.

При классификации повествовательного фольклора именно установка на вымысел либо на достоверность служит жанровым индикатором. Наличие той или иной установки диктует выбор соответствующих приемов и средств.

Главной особенностью сказки является то, что события разворачиваются во внеисторическом времени, поэтому немыслимо, чтобы сказитель включил себя в фабулу произведения в качестве действующего лица. Несказочная проза, напротив, активно использует рассказ от первого лица, как и ссылки на источник информации.

Обратите внимание

Особую убедительность повествованию придают локализация и хронологическая приуроченность событий. Правдоподобие — главный отличительный признак таких рассказов.

В свете вышеизложенного заслуживает внимания концепция М.И. Стеблина-Каменского, разработанная на скандинавском материале и, возможно, поэтому не получившая отклика среди славистов. Ученый говорил о существовании в сознании современного человека «двух форм правды»: одна находит выражение в науке, другая — в художественном творчестве.

Однако человек не только древности, но и средневековья не осознавал этих двух «правд». Для него существовала воплощенная в слове особая форма психической деятельности, которую М И. Стеблин-Каменский назвал «синтетической, или синкретической правдой». Данная теория находит поддержку в многочисленных трудах, посвященных ранним формам сознания.

В наши дни пережитки такого восприятия реальности достаточно широко представлены на бытовом уровне: в передаче разговоров, рассказах очевидцев, особенно в пересказах сновидений.

Для понимания специфики фольклорной культуры ценным представляется вывод о том, что по мере приближения повествования ко времени, в котором живет рассказчик, увеличивается доля историчности в «синтетической правде».

Читайте также:  Мотивация – что это такое: основные характеристики и виды

Жанры несказочной прозы

Несказочная проза включает разнообразные жанры — предания, легенды, бывальщины, сказы, былички. На протяжении длительного времени они анализировались преимущественно как вспомогательный этнографический материал.

Между тем многие жанры несказочной прозы и сегодня остаются живым явлением народной культуры, обладающим ярко выраженной региональной спецификой. Исторические и топонимические предания тесно связаны с конкретными реалиями: лицами и событиями, географическими объектами и их названиями.

Важно

Не следует забывать, что этническая традиция изначально существовала как множество локальных вариантов и версий, сближавшихся в процессе этнической консолидации. Например, такой факт национальной истории, как подвиг Ивана Сусанина, по-разному вписан в общерусский культурный фонд и в фольклорный репертуар его «малой родины».

В поддержании связей между поколениями могут сыграть свою роль и переходные формы, например, семейные воспоминания. Опыт показывает, что многократное воспроизведение способствует художественной шлифовке текста, который приобретает черты поэтической образности.

Легенды

Термином «легенда» в фольклористике обозначаются рассказы религиозного содержания, а также сюжеты социально-утопического характера (о «золотом веке», о будущих народных освободителях и т.д.).

Былички

Былички, или рассказы о нечистой силе, имеющие в основе древние мифологические сказания, обычно классифицируются по действующим лицам. Среди представителей низшей демонологии встречаем персонифицированных духов природы (водяного, лешего, кикимору) и обитателей крестьянской усадьбы (домового, овинника, банника).

До недавнего времени господствовало мнение о быличке как о жанре, полностью принадлежащем прошлому. Вопрос о возможности его трансформации даже не ставился. Между тем собирательская работа последних лет показала, что рассказы о нечистой силе, о потаенных кладах, об оживших мертвецах, о неприкаянных душах бытуют и в наши дни.

Некоторые авторы не без основания соотносят с быличками рассказы о встречах с инопланетянами. Перечисленные сюжеты известны репертуару всех возрастных групп. Встречаются они и в детском обиходе. Детский быт имеет собственное, закрытое от взрослых, сакральное пространство, куда входят тайники, страшные и загадочные места. К их числу относятся сараи, подвалы, чердаки, свалки и пр.

Посещение таких мест всегда связано с нарушением запрета: психологически оно обосновано стремлением к самоутверждению.

Страшные рассказы (страшилки)

Жанр так называемых страшных рассказов в детском репертуаре привлек серьезное внимание ученых лишь в последней трети XX в. Для обозначения жанра М. В. Осориной предложен термин «страшилки» (по аналогии со считалками, дразнилками и пр.). Название функционально обусловлено: «… Их основным назначением всегда было стремление напугать слушателей».

Специфической особенностью страшилок является то, что, во-первых, они всегда исполняются в темноте или в укромном уголке и, во-вторых, рассказываются в группе, а не при парном общении. По мнению психологов, именно в коллективе, при эмоциональной поддержке других детей, можно изжить свои страхи и получить своеобразное наслаждение, своего рода «катарсис».

Главным действующим лицом страшилок всегда является ребенок. Завязкой действия, как и в сказке, обычно служит нарушение запрета. Рассказ нередко заканчивается гибелью героя.

Совет

Причиной смерти являются действия вредоносных существ (мертвецов, вампиров, бандитов) или предметов («красная рука», «черный гроб», «белое покрывало с черными крестами»). Интересно, что в произведениях советского времени в качестве помощника и спасителя выступал милиционер.

Таким образом, современные страшилки представляют собой сплав сказочных и мифологических мотивов, в который включены бытовые и социокультурные элементы жизни города XX в.

Надо признать, что «страх и ужас» обладают определенной привлекательностью, почему и становятся объектом творчества, в том числе поэтического. С этих позиций полезно обращение к опыту предшествующих поколений. По-видимому, при познании секретного мира детей не могут утратить актуальности хрестоматийные «Бежин луг» И.С. Тургенева и «В дурном обществе» («Дети подземелья») В.Г. Короленко.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/neskazochnaja_proza_obshhie_priznaki_i_zhanry/87-1-0-1027

Публицистический стиль речи: признаки, особенности

Речь — неотъемлемая составляющая жизни человека. Речи свойственно деление на функциональные стили, каждый из которых характеризуется своими особенностями в таких параметрах, как: цель высказывания, жанры выражения, а также языковые средства. Данная статья посвящена публицистическому стилю речи.

Определение этого стиля речи основывается на области и цели его применения. Так, публицистический стиль речи является официальным стилем средств массовой информации и устных выступлений, главная идея которых заключается в донесении важной общественно-политической информации, а также побуждении слушателя к активным действиям.

Характеристика стиля

Функциональные стили речи выделяются исходя из того, какой арсенал языковых средств они употребляют и для какой цели служат. В современной справочной литературе принято выделять, по крайней мере, 5 стилей: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический.

Тип информации, передаваемой при помощи применения публицистического стиля речи, может варьировать от нейтральных новостей о социальной, спортивной или культурной жизни до острых общественно-политических заметок. Такие особенности публицистического стиля речи говорят о его внедрении во все сферы жизни человека.

Публицистический стиль речи — язык СМИ, однако он действует также и в литературе. Публицистические произведения наиболее полно и правдиво передают информацию о тех или иных эпохах, событиях или личностях. Публицистика в литературе во многом строится на рассуждениях автора, в то время как медийная публицистика опирается на факты в передаче определенной информации.

Публицистический стиль реализуется в таких жанрах, как: репортаж, заметка, интервью, отчет, статья, обзор, рецензия, очерк, памфлет, фельетон и т.д.

Функции публицистического стиля

В речи план деления на функциональные стили строится, в первую очередь, по тому, какие языковые функции выполняет каждый из них. Так, в данном случае выделяются две цели публицистического стиля речи.

  • Цель передачи информации. Такая цель публицистического стиля речи направлена, в первую очередь, на сообщение аудитории слушателей или читателей определенной информации, которая отличается фактической точностью и актуальностью.
  • Цель эмоционального воздействия. При помощи распространения информации в СМИ или через выступления ораторов часто происходит эмоциональное побуждение к тем или иным действиям. Это может быть призыв населения города к выходу на общегородской субботник, призыв к сплочению или обычная просьба телеведущего «не переключаться во время рекламы».

Обычно передаваемая информация содержит в себе не только факты о каких-то событиях, но и призыв к определенным действиям. Так, например, разного рода дебаты и обсуждения не только сообщают зрителю информацию об обсуждаемом предмете, но и практически побуждают его к активной мыслительной деятельности с целью сформировать свою позицию относительно поставленного вопроса.

То, где используется публицистический стиль, обычно говорит о цели сообщения информации.

Если речь идет о научно публицистическом докладе, то, вероятнее всего, преследуется информативная цель публицистического стиля.

Обратите внимание

Если же дело касается руководства завода, выступающего перед работниками с мотивационной речью, — основной целью применения такого вида речи является пробуждение в слушателе определенных эмоций.

Независимо от того, где используется публицистический стиль, он сохраняет свойственные ему языковые средства. Языковые особенности публицистического стиля речи делятся на лексические, морфологические и синтаксические особенности.

Лексические особенности

Как правило, публицистический язык пользуется лексикой, характерной таким тематикам, как медицина, спорт, культура, экономика, общественно-политическая жизнь и другие темы, затрагивающие интересы аудитории.

Публицистическому стилю свойственна ориентация и настройка на зрителя или слушателя, поэтому лексическая составляющая сообщения будет зависеть от того, кому оно адресовано.

Так, новость на федеральном канале, работающем для широкого круга зрителей, подается в более формальной и сухой форме, в то время как новостные выпуски на молодежных каналах развлекательного характера не только строятся на неформальном общении, но и допускают употребление жаргонизмов и нецензурной лексики в отдельных случаях.

Нередко в публицистике прослеживается тенденция к выражению субъективного оценочного суждения через характерную лексику («развитие», «расцвет», «оздоровление» — примеры выражения одобрения; «возмездие», «дискриминация», «упадок» — примеры выражения отрицательного отношения к происходящему).

Характеристика публицистического стиля со стороны его лексических особенностей не будет полной без упоминания об эмоционально-окрашенных языковых средствах.

Язык публицистики должен быть в меру ярким, но при этом привлекающим достаточное внимание.

Сохранение этого баланса возможно при помощи заимствования у художественного стиля таких средств выразительности, как эпитеты, метафоры, метонимии, риторические вопросы, ирония, фразеологические обороты, каламбуры, пословицы и многое другое.

Морфологические особенности

Нельзя сказать, что язык публицистики обладает некоторой монополией на определенные морфологические особенности, однако существуют так называемые «морфологические приметы», применяемые в публицистике в разы чаще, чем в остальных стилях. К таким «приметам» можно отнести следующие моменты.

  • Язык публицистического стиля богат дополнениями в родительном падеже (решение проблемы, подписание договора, оказание услуги и т.д.).
  • Он ориентирован на публику и потому избегает выражения субъективного мнения. Это ярко проявляется в том, что стилю свойственно обращение к глаголам в третьем лице. Не меньшей популярностью пользуются безличные предложения.
  • Новостной и ораторской речи свойственно применение такого приема, как синекдоха, то есть выражение целого одной его частью. К примеру, «Россия одержала победу в матче» вместо «Российская команда/россияне одержали победу в матче» или «российский потребитель ждет понижения цен» вместо «российские потребители ждут понижения цен» и т.д.
  • В публицистике прочно закрепилось употребление несчитаемых существительных во множественном числе (элитные круги, государственные структуры, муниципальные власти и т.д.).
  • Императивная форма глагола в публицистике отвечает не столько за приказ к какому-либо действию, сколько за привлечение внимания (Оставайтесь с нами, не переключайтесь, подумайте и т.д.).
  • Запланированные события в будущем обычно освещаются в настоящем времени, что свойственно английскому языку (Завтра открывается новый выставочный комплекс, в следующем месяце начинается набор волонтеров и т.д.).
  • В публицистике очень высок процент употребления производных предлогов (ввиду того, на основе, с учетом, по причине и т.д.).
  • В публицистике широко применяются аббревиатуры (ООН, ЕС, НАТО, БРИКС, ШОС и т.д.).
  • Данному стилю свойственно употребление слов с такими приставками, как: де-, а-, анти-, пост-, меж-, интер- и другими, а также суффиксами: -и(я), -изм, -ист, -изация, — ция и т.д.

Синтаксические особенности

Синтаксис публицистического стиля выстроен так, чтобы привлечь внимание аудитории и в некоторых случаях побудить ее к определенным действиям. Синтаксические признаки публицистического стиля заключаются в следующих моментах.

  • Риторические вопросы применяются с целью показать явную очевидность ответа на поставленный вопрос. В таком случае появляется ощущение полного согласия публики и информатора (Неужели мы будем это терпеть?).
  • Часто информатор в публицистике обращается к вопросно-ответной форме изложения, что позволяет оживить диалог и избежать монотонной и сухой передачи информации (Что делать в таком случае? Во-первых, необходимо обратиться в полицию).
  • Для усиления производимого эффекта или для постановки акцента в высказывании часто употребляются повторы (Он мог творить и творить так, как никто другой).
  • Восклицательные предложения работают в качестве призыва к определенным действиям или создают атмосферу торжественности(Воспряньте духом! С Новым годом!).
  • Для создания особой связи между информатором и публикой используются обращения (Господа, товарищи, россияне и т.д.).
  • Инверсия помогает расставлять акценты в сообщении так, чтобы передать информацию по убыванию от самого важного к деталям (Выжили все члены экипажа рухнувшего самолета и т.д.).
  • Публицистика часто обращается к такому приему, как парцелляция (членение предложения) для создания особого эффекта (Все мы хотим жить хорошо. Иметь прекрасную работу. Семью. Быть достойными людьми.).

Лексические, морфологические и синтаксические признаки публицистического стиля вместе работают над созданием неповторимого языка публицистики, собирающего миллионы и миллиарды читателей и слушателей. Чтобы понять, что такое публицистический стиль, достаточно проанализировать газетную статью или новостной репортаж, подмечая тонкости и особенности этого языка.

Источник: https://VseoRechi.ru/ritorika/stilistika-rechi/publicisticheskij-stil.html

Ссылка на основную публикацию